только для новичка, но и для опытного водителя: ежесе-
кундно меняющаяся ситуация и огромный поток инфор-
мации требуют повышенного внимания. Ситуация на до-
роге ни на секунду не должна выходить из-под контроля
водителя. Потеря контроля над ситуацией даже на доли
секунды приводит к аварийной ситуации. Анализ аварий
корпоративного автотранспорта одной из столичных фирм
дал такие результаты: менее 5% аварий произошли по при-
чине разворота автомобиля на скользкой дороге и осталь-
ные 95% из-за невнимательности водителей. Здесь есть, о
чем задуматься!
Итак, на городских улицах водитель должен уметь со-
бирать множество дополнительной информации. У клас-
сного водителя всегда отлично работает боковое (пери-
ферийное) зрение. Такой водитель видит потенциально
опасных пешеходов на краю тротуара, готовых броситься
под колеса автомобиля, даже если они скрыты припарко-
ванными вдоль тротуара автомобилями. Он знает, что из-за
остановившегося на остановке автобуса или троллейбуса
на проезжую часть могут выскочить пешеходы и обяза-
тельно снизит скорость у остановок общественного транс-
порта. Особенно непредсказуемы в таких ситуациях дети.
Опытный водитель разглядит ноги пешеходов в просвете
между дорогой и днищем автобуса и вовремя затормозит.
Начинающие водители чувствуют себя на городских ули-
цах неуютно из-за неумения отсеять важнейшую информа-
цию от второстепенной.

Представим себе идеального водителя в городском дви-
жении. Боковое зрение — его вторая натура, но есть еще
так называемый «третий глаз» или шестое чувство. Они
помогают водителю наблюдать всю картину движения как
бы сверху. Такой водитель постоянно владеет меняющейся
ситуацией, он всегда знает, что происходит спереди, сбоку
и сзади от его автомобиля. Мало того, классный водитель
в состоянии предугадать самый неожиданный маневр дру-
гого участника движения. Вот как описывает свою езду по
городу автогонщик Олег Кесельман, призер длинных го-
нок, выступающий на автомобиле Porsche Carrera GT: «По
городу езжу плавно и быстро, делая минимум движений.
Никаких резких ускорений и экстренных торможений.
Практикую быстрый, но рациональный стиль езды. Ездить
спокойно и медленно для меня неприемлемо, так как счи-
таю это опасным. Я всегда предпочитаю двигаться быстрее
потока по своей собственной траектории. Это позволяет
мне управлять ситуацией. Если движешься со скоростью
потока, он управляет тобой, и ты ему подвластен. Любой
участник движения становится при этом потенциально
опасным, а я чувствую свою незащищенность».
Опытный водитель практически не попадет в аварий-
ные ситуации. Этим он и отличается от опасного водителя,
которому может быть и удается как-то чудом, до поры до
времени, благополучно выходить из них без потерь. Развить
умение прогнозировать развитие дорожной ситуации мож-
но так: приучите себя постоянно моделировать аварийные
ситуации в своем воображении. Например, проезжая оста-
новку городского транспорта вы должны представить, что
из-за стоящего автобуса неожиданно появляется пешеход.
Что вы будете делать? А если приближающийся к перекрест-
ку автомобиль не затормозит и выедет перед вами? А что,
если тот автомобиль вас «подрежет» или резко затормозит?
Хватит ли вам места, чтобы уйти от столкновения? А что вы
будете делать, если вон из-за того, стоящего у тротуара гру-
зовика на проезжую часть выбежит ребенок? Проигрывая
в голове развитие подобных ситуаций, вы научитесь всегда
оставлять достаточно места для маневра.
Очень важно соблюдать дистанцию, то есть расстоя-
ние до впереди идущего автомобиля. Кто-то возразит: чуть
больше дистанция, и сразу кто-то влезет! Посмотрите на
проблему спокойно, без лишних эмоций! Ничего страшно-
го не произойдет, даже если кто-то «влез»,— можно при-
тормозить, чтобы восстановить безопасную дистанцию.
Запомните: двигаясь вплотную за кем-то, вы лишаете себя
обзора, возможности выполнить маневр объезда или экс-
тренного торможения. Малое расстояние до впереди иду-
щего автомобиля лишает вас главного оружия: времени и
места для совершения контраварийных действий.
Очень важно сохранять безопасную дистанцию, не толь-
ко двигаясь с постоянной скоростью, но и при разгоне, а
главное — при торможении. Остановку у светофора я сове-
тую делать следующим образом: плавно погасить скорость
метров за 20—30 до остановившегося впереди вас автомо-
биля и медленно подкатиться к нему. Этот прием уменьшит
вероятность наезда сзади идущего автомобиля, так как его
водитель вынужден будет среагировать на ваше торможе-
ние заранее. Кроме того, впереди вашего автомобиля будет
достаточно места, чтобы вам самому успеть среагировать на
возможную аварийную ситуацию. Подкатываясь к стояще-
му впереди автомобилю с маленькой скоростью, вы остано-
витесь от него на достаточном расстоянии. Каком именно?
Рекомендую пользоваться таким приемом: подкатывайтесь
к нему, пока не начнет скрываться из поля зрения место
контакта его задних шин с асфальтом. «Прицелом» могут
служить дворники, нижняя кромка лобового стекла или ка-
пот вашей машины — все зависит от ее конструкции. Если
по каким-то причинам на зеленый сигнал светофора авто-
мобиль впереди вас не двинется с места, вы сбережете свои
нервы. Возможность объехать остановившийся впереди
вас автомобиль, который по каким-то причинам не поехал
дальше,— необходимое условие грамотной езды по городу.
Послушаем, что расскажет нам Михаил Ухов, чемпи-
он России по кольцевым автогонкам в классе Туринг 2003
года: «Как я езжу? В двадцатилетнем возрасте я ездил быст-
ро и нарушал правила. Сегодня я назову это хулиганством.
Свой гоночный опыт я стараюсь не распылять и езжу очень
аккуратно. Нарушаю только скоростной режим и то, толь-
ко очень обдуманно. Главное — не создаю помех другим
водителям. Смотрю, чтобы не спровоцировать кого-то на
быструю езду. Если вижу, что другой водитель начинает за
мной гнаться, тут же уступаю ему, показывая этим, что он
выиграл. В городском цикле я спокоен, сконцентрирован,
хотя и внешне расслаблен. На гонках — часто по-другому.
Там на приборный щиток порой нет времени посмотреть.
Кто хочет совершенствоваться за рулем, должен соблюдать
правила движения. Ограничения и порядок систематизи-
руют отношение человека к делу. В городском движении
экспериментировать не надо. Тренироваться лучше в спе-
циальном месте и в определенное время. На дороге ситуа-
ция меняется независимо от водителя, которому приходит-
ся моментально оценивать огромное количество факторов.
Например, на широких московских проспектах случается
множество аварий с тяжелыми последствиями. Анализируя
их, я понимаю, что твой навык тебя не спасет, когда тебе «в
лоб» летит «неуправляемый снаряд», а уйти от него некуда.
Поэтому в левом ряду стараюсь не ездить».
По-моему все изложено очень доходчиво и понятно.
Дорога не место для удовлетворения своих амбиций. Если
вы считаете, что вы лучший водитель и хотите продемонст-
рировать свое мастерство, пожалуйста! Для этого есть спе-
циальные трассы, на которых можете попытаться обогнать
Михаила. Только, боюсь, ничего у вас не выйдет. А вот что
касается нарушения скоростного режима, тут не все так
гладко. Помните ситуацию, а такие наверняка были (или
будут), когда вас останавливали в городе за превышение
скорости. Вы наверняка пытались доказать инспектору,
что вы не в чем не виноваты, дескать весь поток двигался
80 км/ч (при разрешенных 60-ти). На первый взгляд, так
оно и есть, чего это вам вдруг соблюдать скоростной режим,
когда все вокруг его нарушают? Да, но если в аварию попа-
дете вы (а это, упаси Господи, может быть и наезд на чело-
века), превышение скорости, как отягчающее обстоятельс-
тво, вменят в вину именно вам, а не другим водителям.
Наивно думать, что превышение скорости является
признаком мастерства и отваги за рулем автомобиля. Кто-
то из водителей наверняка думает, что скорости в городе,
так или иначе, все равно невысокие и что может случиться
на скорости, скажем в 30 км/ч? Поэтому такие гордо заяв-
ляют, что пристегиваться в городе они считают ниже своего
достоинства, а вот когда они выедут из города на шоссе или
автостраду, тогда обязательно пристегнутся! Ошибаетесь,
дамы и господа! Во-первых, и вне города, держу пари, не
пристегнетесь! Во-вторых, последствия для водителя даже
при аварии могут быть плачевными. Немецкий раллист и
инструктор по экстремальному вождению Клаус Бульманн
сказал об этом следующее: «Фронтальная авария на ско-
рости до 50 км/ч будет иметь такие последствия для води-
теля, как будто он на всем бегу врезался в бетонную сте-
ну». Понятно, что если повезет отделаться одним лишь
тяжелым сотрясением мозга и сильной травмой лицевой
части — хорошо! Есть еще и другой очень важный аспект.
Подавляющее количество современных автомобилей ос-
нащено подушками безопасности. Так вот, если подушка
в момент столкновения выстреливает, а водитель не при-
стегнут, то последствия для него могут быть самые неже-
лательные. Это вполне логично, так как конструкторы ав-
томобиля, разрабатывая пассивные меры безопасности для
этого автомобиля, даже и предположить не могли, что во-
дитель может оказаться не пристегнут ремнем. Получается
парадоксальная ситуация: несмотря на то, что данный сов-
ременный автомобиль (в данном случае марка не важна)
отлично сконструирован в смысле безопасности водителя
и пассажиров и получил по результатам крэш-теста все
пять звезд, в ваших руках он становится опасным. Это вы
по своей халатности перевели его в разряд опасных, собст-
венноручно лишив нескольких звезд! Вы переедите доб-
ровольно в трехзвездочную гостиницу, если у вас оплачен
пятизвездочный отель? Думаю, нет, вы ведь себя любите,
не так ли? Не надо забывать об этой любви, садясь в маши-
ну. Запомните, если имеются подушки безопасности, при-
стегиваться на современных машинах нужно обязательно
(это касается так же и пассажира). И пассажиров на задних
сиденьях тоже!
Найти нужный маршрут в больших городах трудно.
Посмотрел план, наметил маршрут проезда, а на деле все
по-другому: здесь поворот запрещен, там — односторон-
нее движение. Так много запрещающих знаков, как у нас,
нет ни в одной стране мира. Начинающим водителям ре-
комендуется выезжать рано утром в выходной день, чтобы
выучить на первое время свои основные маршруты. На
полупустых улицах можно без труда разглядеть все знаки
и запомнить особенности маршрутов. Соблюдая дорожную
разметку, учитывайте, что остальные водители, скорее все-
го, игнорируют ее и в самый неподходящий момент вытес-
нят вас из занимаемого ряда.
Вот типичная конфликтная ситуация: кто-то хочет по-
вернуть на «стрелку», влезая без очереди. Не мешайте!
Пропустите его, это не навредит вам. Вы не опоздаете из-за
того, что впереди станет одним автомобилем больше. В по-
добной ситуации может оказаться любой водитель или вы
сами. Тогда разумно не лезть напролом, а знаками просить
пропустить вас. Обычно это действует безотказно. Не за-
будьте поблагодарить пропустившего водителя поднятием
руки. Быстрая езда по загруженному движением городу ни-
чего, кроме стресса, лишних литров сожженного бензина,
стертых покрышек и провоцирования аварийных ситуаций
не принесет. Тесты российских и зарубежных журналистов
доказывают, что попытки пересечь город на большой ско-
рости, залезая в каждую щель, практически не принесут
выигрыша во времени.
С улиц больших городов почти исчезли велосипедисты,
а мотоциклисты возвращаются, но совершенно в другом
качестве. На мощных иностранных мотоциклах они опас-
ны тем, что появляются неожиданно и в самом неподхо-
дящем месте. Там, где вы никак не ожидали их встретить.
Они развивают огромные ускорения, носятся на большой
скорости по разделительной полосе, без зазрения совести
пересекают сплошную двойную линию разметки. Будьте
особенно внимательны весной, когда после «зимней спяч-
ки» вы отвыкли от такой опасности! А самое страшное, что
среди них много новичков и многие без шлемов. Извините
за резкость, но московские автоинспекторы, или «гаишни-
ки», которые почему-то перестали
штрафовать за непре-
стегнутый ремень, совершенно равнодушны и к мотоцик-
листам без шлемов, а все это вместе отдает дикими нравами
страны третьего мира!
Грамотного водителя в городском потоке видно сразу.
Он:
• правильно сидит и правильно держит руль;
• плавно разгоняется и так же тормозит у светофоров;
• спокойно пропускает общественный транспорт, отъ-
езжающий от остановок и подъезжающий к ним (со-
гласно правилам дорожного движения);
• не держит правую руку на переключателе скоростей;
• без особой нужды не «скачет» из ряда в ряд;
• выбирает оптимальную дистанцию и правильную тра-
екторию в поворотах;
• никогда не ругает водителей и пешеходов, так как ему
никто не мешает;
• постоянно владея дорожной обстановкой, правильно
пользуется зеркалами и безопасно перестраивается из
ряда в ряд;
• всегда знает ситуацию вокруг своего автомобиля и,
поворачивая или перестраиваясь, не забывает вклю-
чать «поворотник».
На последнем пункте остановимся подробнее. В амери-
канском учебнике автогонщиков сказано: «В гонках важно
знать, кто находится сзади и сбоку!» Всю информацию гон-
щик получает по зеркалам заднего вида. Кто пренебрегает
зеркалами — попадает в трудные ситуации. С другой сто-
роны, известны случаи, когда, увлекшись зеркалами, гон-
щик вылетал с трассы. То-то и оно! Зеркалами надо уметь
правильно пользоваться. Даже короткий взгляд в зерка-
ло отвлекает внимание водителя от дорожной ситуации.
Поэтому взгляды, бросаемые водителем в зеркала должны
быть минимально короткими. Лучше два коротких взгляда,
чем один неоправданно длинный. Фокусируя, буквально
на долю секунды, взгляд на зеркалах заднего вида, води-
тель боковым зрением контролирует обстановку перед ав-
томобилем. Это абсолютно правильно и особенно важно
в потоке автомобилей, когда ситуация меняется каждую
секунду. Впереди идущий автомобиль затормозит в любой
момент, и избежать наезда поможет только чудо. Опасаясь
этого, многие водители, находясь в плотном потоке транс-
порта, стараются вообще не смотреть в зеркала. Вряд ли это
правильно. Чтобы уверенно и безопасно маневрировать в
потоке, свободно ориентироваться по зеркалам просто не-
обходимо. Как это делать самым оптимальным образом? У
большинства современных автомобилей три зеркала: левое
боковое зеркало, правое боковое зеркало и зеркало заднего
вида, расположенное в салоне автомобиля в верхней части
ветрового стекла. Обычно «салонное» зеркало дублирует
левое боковое зеркало. В нем водитель видит свое лицо, за-
днюю стойку кузова и микроскопический участок дороги
сзади. Использование его в таком варианте неэффективно,
так как переводить взгляд направо при совершении ма-
невров влево не представляется вполне логичным. Лучше
использовать левое наружное зеркало для оценки обста-
новки сзади слева, а «салонное» отрегулировать таким об-
разом, чтобы видеть в него большую часть заднего стекла и
хотя бы кусочек пространства сзади справа от автомобиля.
Само собой разумеется, при такой регулировке водитель
не видит своего лица, и это верно! Во-первых, при каждом
взгляде в зеркало (и это подтвердит вам любой психолог),
человек невольно остановит взгляд хотя бы на долю секун-
ды на своем изображении. Во-вторых, это поможет нашим
милым дамам не терять концентрации за рулем. Для них
взгляд в салонное зеркало заднего вида подчас лишь лиш-
ний повод проверить, на месте ли макияж. Правое наруж-
ное зеркало, само собой, дает картину того, что находится
сзади справа. При такой регулировке водитель совершает
вполне логичные действия: при маневрах налево смотрит в
левое зеркало, а для совершения маневров вправо бросает
свой взгляд так же вправо, получая информацию по двум
зеркалам — салонному и боковому. В трудных случаях быст-
рым поворотом головы вправо можно убедиться в том, что
картинка, увиденная в зеркалах, соответствует действи-
тельности. При данном варианте регулировки так называ-
емая «мертвая зона», к сожалению, неизбежная спутница
водителей — минимальна. Опытные водители, бросая не-
сколько быстрых взглядов в зеркала заднего вида, довольно
точно определяют скорость приближающегося сзади авто-
мобиля. Сферические «панорамные» салонные зеркала
очень сильно искажают расстояния, и поэтому определить
по ним скорость следующей сзади машины сложно, если
вообще возможно. По этой причине пользоваться ими не
рекомендую. А определять скорость автомобилей по зерка-
лам необходимо! Без этого не выполнить маневра, который
можно назвать скоростным перестроением. На многопо-
лосных улицах часто возникает ситуация, когда вам надо
перестроиться из левого в крайний правый ряд, скажем для
поворота направо. В правых рядах, как всегда медленно
движется плотный поток транспорта, но перед очередной
группой машин впереди есть «окно». Чтобы в него попасть,
перестроение надо начать не с замедления, а с ускорения.
Ваша задача — обгоняя эту группу, оказаться впереди нее.
Вот здесь описанный выше прием регулировки зеркал и
окажет вам неоценимую услугу.
Нехватка места для остановки и стоянки автомобилей в
крупных городах стала для российских водителей большой
проблемой: при бурном росте автопарка наблюдается хро-
нический дефицит стоянок. Проблема усугубляется тем, что
«паркуются» российские водители безобразно! Ситуация,
когда один автомобиль занимает место, на котором спо-
койно могут разместиться две, а то и три машины,— не
исключение, а правило. Культурный водитель никогда не
заблокирует своей машиной свободные места на парковке,
выезды и въезды. Он не создаст помех другим участникам
движения. Никуда не годится опасная парковка на проез-
жей части, создающая аварийные ситуации. Никогда ни-
кого не «запирайте» своим автомобилем. Как показывает
практика, даже самая кратковременная блокировка ниче-
го, кроме неприятностей, не принесет, даже если вы отлу-
чились буквально «на минутку». Только вы отошли, как «по
закону подлости» появляется водитель «запертого» автомо-
биля. Ситуация всегда очень нервная, и ваша вина в ней
очевидна. Поставьте себя на место водителя, чью машину
вы заперли своей, и вам все станет ясно.
Сегодня, увы, не редкость, когда перед поворотом на-
лево водитель бесцеремонно выезжает на встречную поло-
су, считая, что так ему удобнее. Такой маневр — не только
грубое игнорирование правил, но и полное пренебрежение
к окружающим. Такой водитель, вне сомнения, никогда
в жизни не заглядывал в правила дорожного движения, а
права просто купил. Самое страшное, что он не понимает,
что грубо нарушает правила, и при этом могут пострадать
ни в чем не повинные люди.
«Главное — не перестраивайся из ряда в ряд без нуж-
ды!» — напутствовал ценными советами один автомо-
билист своего друга, отправляющегося в Соединенные
Штаты, и был абсолютно прав. Плотность потока транс-
порта там высока, а скорость автомобилей во всех рядах
одинакова. Перестроение оправданно только для занятия
нужного ряда перед поворотом. У нас в крупных городах
ситуация иная. Поток транспорта достаточно «рваный».
Автомобили движутся с различной скоростью, и это обсто-
ятельство так и подмывает начать опасный слалом. Один
знакомый, большой любитель «нырять» в соседние ряды,
рассказал такую историю: «Еду как-то на дачу, в машине
полно вещей, жена, дети. Увидел слева "дырку" — и чисто
машинально юркнул в соседний ряд по старой привычке. И
надо же! Именно в этот момент, автомобиль, двигающий-
ся впереди, резко затормозил. Я в него, а сзади грузовик.
Понятное дело — ему-то еще труднее остановить такую ма-
хину. Короче, припечатал он меня как следует. Слава богу,
скорость была маленькая, и никто из людей в этой аварии
не пострадал».
Аварийная ситуация может возникнуть и при взаимном
перестроении. Предположим, вы увидели справа «окно»
между автомобилями и хотите занять это место. Оно обра-
зовалось как раз перед автомобилем с большими габарита-
ми: автобусом, грузовиком и так далее. Но он загораживает
другой автомобиль, намеревающийся занять то же самое
пространство впереди, что и вы, но слева. Он появится
там, куда вы целитесь, нежданно-негаданно. Короче го-
воря, внимание и еще раз внимание! Нелишне вспомнить,
что при одновременном (взаимном) перестроении транс-
портных средств, движущихся попутно, действует правило
«правой руки».
«Запрограммированная» авария может случиться и при
движении задним ходом. Один водитель поворачивает на-
лево в проезд между домами, в подворотню, в открытые
ворота или в какой-то второстепенный въезд. Делает он
это только для того, чтобы развернуться. Об этом не дога-
дывался другой водитель, который тут же пристроился за
первым, буквально «подпер» его. «Передний» включает за-
днюю передачу, оборачивается через правое плечо и бод-
ро подает назад. Задний автомобиль получает удар. Это он
спровоцировал аварию.
Затрону очень важный вопрос, связанный с взаимоотно-
шениями водителей на дорогах. Правила гласят, что «участ-
ник дорожного движения не должен начинать, продолжать
или возобновлять движение или осуществлять какой-либо
маневр, если это может вынудить других участников дви-
жения, имеющих по отношению к нему преимущество,
изменить направление движения или скорость». Понятное
дело — «не должен», но часто именно так и поступает.
Например, не успел закончить какой-то маневр: разворот
на перекрестке или выезд на главную дорогу, а может быть,
он не успевает завершить маневр обгона. Важно, чтобы в та-
ких ситуациях водители уважали взаимное право на ошиб-
ку. Ошибиться может любой, и вы в том числе! Каждый во-
дитель обязан настроить себя так, чтобы простить ошибку
другого. Кстати, и об этом сказано в правилах: «Участники
дорожного движения должны действовать таким образом,
чтобы не создавать опасности для движения и не причинять
вреда». Что стоит слегка притормозить, чтобы дать своему
коллеге-водителю безопасно завершить свой маневр?

Знать правила дорожного движения и выполнять их —
важное условие безаварийной езды в городе. Например,
«правило правой руки» гласит: водитель всегда должен
«беречь правый борт». А левый? То есть, если вы видите,
что вас не пропускают, что, будете продолжать движение,
потому что правы? Нет, так не годится! Здесь впору вспом-
нить об одной надгробной надписи, которая гласит: «Он
воспользовался своим преимуществом».
Не уподобляйтесь водителям, которые после аварии
задают себе вопрос: «Как я мог предполагать, что из-за
угла появится машина?» Такому водителю лучше ответить
вопросом на вопрос: «Как вы могли предполагать, что из-
за угла не появится машина?» Речь здесь идет об умении
предвидеть развитие ситуации. Если к этому приплюсовать
способность ни на секунду не распылять внимание и уме-
ние уважать других участников движения, то это те качест-
ва, которые помогут вам в городской сутолоке чувствовать
себя уверенно. Главное — получить удовольствие за рулем
автомобиля даже в тяжелом городском «траффике».
Источник: http://driving-secrets.blogspot.com/2008/10/blog-post.html
Немає коментарів:
Дописати коментар