неділя, 19 жовтня 2008 р.

ОБ ЭКСТРЕМАЛЬНОМ ВОЖДЕНИИ, ИЛИ НЕСКОЛЬКО НЕОБХОДИМЫХ ПРАВИЛ

«Автомобиль — это роскошная игрушка,
которая является, к сожалению, повы-
шенным источником опасности. Езда
по такому мегаполису как Москва, где
огромное количество машин, уже экс-
тремально. Но смысл всего вождения,
любого движения — это опасность, будь
то бег на лыжах или езда на машине. Все
это требует огромного внимания».

Владислав Барковский —
автогонщик, каскадер, комментатор


Для начала хотелось бы поговорить о том, зачем вообще
обычному водителю нужны навыки экстремального вож-
дения.

Я сразу хочу внести ясность, что вождение не всегда
должно быть экстремальным. Но у нас, в России, условия
вождения экстремальные. Для того, чтобы в этих экстре-
мальных ситуациях обойтись без всяких повреждений ав-
томобиля и, не дай бог, травм водителя, пассажиров, нужно
обладать приемами, которые позволяют в этих экстремаль-
ных условиях управлять автомобилем безопасно.

Существует ошибочное мнение, что гонщики — это ре-
бята сорви-голова, у которых нет страха и чувства самосо-
хранения. На самом деле все не так. Автогонщик отличает-
ся от обычного водителя двумя важнейшими качествами.
Во-первых, он всегда знает, какое у него сцепление шины с
дорогой в любых условиях. Без этого нельзя водить автомо-
биль. И второе — он прогнозирует ситуацию, то есть рабо-
тает на опережение. Он просчитывает все возможные вари-
анты. Смотрит не на бампер впереди идущего автомобиля,
а через три машины, через четыре, то есть видит обстановку
в целом, у него очень хорошо развито боковое зрение.

«Всю сознательную жизнь я учился управлять автомо-
билем. Да и сегодня постоянно открываю для себя что-то
новое в этом процессе». Эти слова принадлежат известно-
му артисту, автогонщику Дмитрию Певцову. Главное усло-
вие достижения совершенства в вождении — никогда не
думать, что вы его достигли. Каждая поездка — это трени-
ровка, которая может заменить обычному водителю курсы
повышения водительского мастерства, а начинающему
гонщику — гоночную школу. «Не слишком ли сильно ска-
зано?» — воскликнет иной читатель. Наверное, все-таки
занятий стренером ничто не заменит. Некоторым кажется,
что заплатив деньги и отзанимавшись несколько уроков,
они станут совсем другими водителями. Это совершенно
неверно. Совершенствоваться необходимо всегда. Каждая
поездка на автомобиле должна стать своеобразной трени-
ровкой. Тренировки должны быть постоянными, ежеднев-
ными. Припоминаю плакат на стене одного спортивного
клуба: «Кто-то где-то в этот момент тренируется. Когда
ты встретишься с ним лицом к лицу в соревновании — он
выиграет у тебя!» Как спланировать свои тренировки, как
обрести необходимые навыки в процессе каждодневного
вождения, вы прочтете в этой книге.

Приведу простейший пример. Вот элементарное уп-
ражнение. Вы едете по загородному шоссе. Впереди знак
ограничения скорости до 40 км/ч, попробуйте ехать точно
40 км по спидометру, чтобы стрелка не отклонялась ни на
миллиметр. Знак 60 км/ч — попробуйте ехать со скоростью
60. С первого раза, каким бы это упражнение не показа-
лось простым и элементарным, у вас ничего не получится.
Потому что сложно новичку держать постоянную скорость
и на подъемах, и на спусках. Скорость напрямую связана с
чувством автомобиля — нажимать на газ нужно немножко
раньше, когда дорога пошла в горку. При подъеме скорость
падает. С горки — слишком поздно отпустите газ и скоро-
стной режим превысите.

Или попробуйте не заехать на сплошную разделитель-
ную полосу колесом, а ведите свой автомобиль точно по
середине ряда. Такие упражнения вырабатывают чувство
автомобиля. Попробуйте ехать с оптимальной скоростью,
чтобы автомобиль не клевал носом при торможении, не
раскачивался и не дергался. День за днем постоянные тре-
нировки сформируют у вас чувство автомобиля.

Надежный водитель все время анализирует свои дейс-
твия и владеет автомобилем. Чувствовать автомобиль,
владеть им, что это такое? Вот высказывание знаменитого
гонщика Джонни Парсонса на эту тему: «Старайся почувс-
твовать машину, как часть своего тела, а сознание заставь
слиться с ней. Это должно быть так же четко, как то, что
шины сделаны из резины. Если получится, тогда ты по-
чувствуешь шины своими нервными окончаниями. Это
грандиозное ощущение!»

Владислав Барковский: «Это как обувь покупать — ме-
ряешь красивый ботинок, одел на ногу и сказал — это мой
ботинок. Удобно! Вот также любой автомобиль нужно при-
способить под себя».

Да, от машины зависит многое. И начинается все с по-
садки за рулем. К сожалению, у нас в стране существовал
неправильный эталон посадки. Водители очень близко си-
дели к рулю, практически касаясь грудной клеткой руле-
вого колеса, так как спинка сиденья в наших машинах не
регулировалась.

Потом гонщики Формулы I постепенно стали отод-
вигаться от руля и отодвинулись настолько, что ездили в
положении полулежа, еле-еле касались руля вытянутыми
руками. С большим опозданием это стало модой. И сейчас
такая мода, к сожалению, существует. Но дело в том, что
гонщик Формулы I лежит, и ноги у него также выпрямлены,
а в обычных условиях часто водители спинку сидения от-
кидывают очень далеко, руки распрямлены, но ноги очень
сильно согнуты. И согнутые ноги очень сильно затрудня-
ют действие с педалями. Посадка гонщика Формулы I для
езды в городе не подходит.

Оптимальную посадку придумали раллисты — спинка
сиденья должна быть отрегулирована строго вертикально,
водитель сидит прямо, не расслабляясь. В таком положе-
нии лучше работает вестибулярный аппарат.

Вторая основная ошибка -— большинство водителей не
держат руль двумя руками. Руль надо всегда держать обе-
ими руками, тем более, если вы управляете современным
автомобилем. На современных машинах короткое руле-
вое управление. Если вы правильно расположили руки на
руле — по циферблату часов 15:45,— то можете проходить
любые повороты, вообще не снимая рук с руля. Есть аб-
солютная истина (ее знает любой автогонщик), что если
держать руль одной рукой, и в этот момент что-то слу-
чается, например, лопается колесо, то шансы удержать
машину на дороге равняются нулю — счет в критической
ситуации идет на доли секунды, а вы уже опоздали среа-
гировать.

Очень важно правильно выдержать дистанцию. Начина-
ющие водители, особенно женщины, жалуются, что плохо
видят дорогу, не успевают вовремя среагировать на дейст-
вия впереди идущей машины, чувствуют себя неуверенно
в общем транспортном потоке. Причина одна — несоблю-
дение дистанции.

Есть элементарная формула, по которой определяется
оптимальная дистанция: половина скорости, выраженная
в метраже. Если вы едете 60 км/ч, то до автомобиля, впе-
реди идущего, должно быть 30 метров. В городе дистанция
сокращается приблизительно на коэффициент 0,3. Это 20—
25 метров до впереди идущей машины. Таким образом вы
не ограничиваете себя ни в маневренности, ни во времени
принятия решения на совершение маневра. К сожалению,
дистанцию в России не соблюдают. А вот в Германии за не-
соблюдение дистанции полагается штраф — на автобанах
установлены специальные камеры, и автомобили, которые
не соблюдают дистанцию на большой скорости, фотогра-
фируются, а водителя штрафуют.

Плохо, когда у автомобиля, стоящего перед вами, тони-
рованные стекла. За таким авто действительно ничего не
видно. Если вы стоите в пробке и перед вами тонирован-
ный автомобиль, сместитесь чуть-чуть в сторону в своем
ряду, чтобы получить хоть какой-нибудь обзор. Вам нужно
понимать, когда трогаются с места машины, и когда пора
принимать решение начинать движение. Будьте внима-
тельны в плотном потоке, не маневрируйте! В пробках ве-
дите себя спокойно.

Водитель должен все время наблюдать и оценивать до-
рожную ситуацию, быть готовым к тому, что неожидан-
но из-за поворота выскочит машина, на проезжую часть
выбежит пешеход, впереди идущий грузовик затормозит.
Проигрывайте в голове аварийные ситуации и будьте к ним
готовы — не превышайте скорость, не маневрируйте, соб-
людайте дистанцию.

Источник: http://driving-secrets.blogspot.com/2008/10/blog-post.html

Немає коментарів: