неділя, 19 жовтня 2008 р.

НА ГОНКАХ ВЫСТУПАТЬ НЕ СОБИРАЮСЬ!

Так заявляет подавляющее большинство водителей, счи-
тая, что для поездок на дачу особого мастерства в управле-
нии автомобилем не требуется. До места назначения такие
водители рано или поздно не доезжают. Нужно ли обыч-
ному водителю уметь делать то, что с легкостью выполняет
автогонщик? Судите сами: каждая экстремальная ситуация
на дороге требует молниеносной реакции водителя и пра-
вильных контраварийных действий. Только так можно из-
бежать аварии или значительно смягчить ее последствия.
Вождение автомобиля в любом случае — игра на опере-
жение. Не может быть застывших ситуаций, действовать
нужно не задумываясь, реагировать быстро и четко, пред-
ставляя, какие последствия будут от того или иного контр-
аварийного приема. На скользкой дороге водители часто
попадают в аварии — автомобиль неожиданно срывается в
занос, что делать? В автошколе водителей учат, что во вре-
мя заноса надо резко поворачивать руль в сторону заноса,
дальнейшие действия — тайна за семью печатями.
Если ваш автомобиль попал в занос, нужно повернуть
руль в сторону заноса и тут же обратно. Причем в сторо-
ну заноса руль поворачивают резко, быстро, а обратно еще
быстрее. В случае своевременных действий есть шанс, что
вам удастся справиться с заносом. Что же происходит?
Давайте рассмотрим ситуацию на наглядном примере.
Возьмите стул и попробуйте балансировать стулом, пос-
тавив его на ладонь одной ножкой. Если вы будете ждать,
пока стул начнет падать, и побежите за ним, он упадет. А
вот подстроиться под него, подвигать в такт ладонью, то
есть пытаться балансировать — в этом залог успеха.
Такая же тактика с рулем. Нельзя, чтобы руль застывал
в неподвижном состоянии! Резко крутить в сторону заноса
и обратно, в сторону заноса и обратно. И вы не попадете в
аритмический занос, ваша машина не развернется на 180
градусов.

Предвижу вопрос читателей по поводу переднепривод-
ных, заднеприводных и полноприводных машин. Конечно,
есть отличия в управлении автомобилями с различным
типом привода. Переднеприводный автомобиль в заносе
скользит боком, его хочет развернуть центробежная сила.
Не нужно отпускать педаль газа! Крутящий момент, то есть
тяга на передних колесах, буквально вытягивает маши-
ну, не дает ей разворачиваться вокруг своей оси! Если же
сбросить газ в ответственный момент, то с машиной будет
бороться труднее и вы лишитесь возможности противосто-
ять заносу. Автомобиль с задним приводом в критической
ситуации ведет себя иначе: газ во время заноса нужно от-
пускать плавно, не до конца, наполовину. Резко бросать газ
нельзя — ошибочное действие для всех видов привода. По
сути, резким сбросом газа вы ставите машину поперек до-
роги. Гонщики пользуются таким приемом при скоростном
прохождении поворотов и делают это сознательно. Прием
называется контрсмещение, то есть силовое прохождение
поворота в заносе.

Для отработки успешных контраварийных действий
нужна практика и тренировки. Для этого есть специальные
площадки, школы повышения мастерства. Свой автомо-
биль, на котором ездишь ежедневно, нужно почувствовать.
В городе этого не сделаешь. А вот почувстовать, как и когда
автомобиль уходит в занос, на каком покрытии, на какой
скорости, понять, как вести себя в этих ситуациях, можно
только на автодроме.

Владислав Барковский рассказал, как его знакомый мо-
лодой режиссер купил автомобиль: «Он мне позвонил и го-
ворит: «Знаешь, я купил машину, но ездить боюсь». Четыре
часа в проливной дождь я провел с ним в центре города, на
Ходынке, и показал, что его машина, обычная «девятка»,
может делать. Он был в ужасе. После я его усадил за руль.
Полный газ, поехали, задний ход. Он почувствовал маши-
ну. И буквально через пару дней говорит: "Ты, знаешь, я
уже езжу вовсю, страх пропал"».

Рассмотрим ситуации с экстренным торможением. Как
правильно тормозить внезапно и на большой скорости?
Что делать? При торможении надо помнить, что чем нежнее
обращение с тормозной педалью, тем лучше будет сбалан-
сирован автомобиль, и тем больше шансов пройти поворот
на пределе, то есть максимально быстро. Естественно, на-
жатие и отпускание тормозной педали должно происхо-
дить очень быстро. Но скорость нажатия не должна быть
одинаковой — самое важное, чтобы торможение было
прогрессивным, то есть с увеличивающимся давлением на
педаль. Начинать торможение нужно плавно — чем даль-
ше, тем больше увеличивая силу нажатия на педаль. Если
затормозить слишком резко, передние колеса окажутся пе-
регружены и заблокируются. Отпускать педаль нужно тоже
как можно более плавно, но при этом максимально быст-
ро. Технику прогрессивного торможения можно абсолютно
безопасно и спокойно отрабатывать каждый день при езде
по обычным дорогам.

При экстренном торможении на машинах с ABS надо
просто ударить по тормозам что есть силы. Колеса при
этом не заблокируются и шины не пойдут юзом — ABS как
раз и предназначается для того, чтобы предотвратить бло-
кировку колес. А если ситуация действительно серьезная,
требуется еще и выжать сцепление. Сцепление? Абсолютно
верно! Это поможет объехать препятствие на торможении
или спасти ситуацию в повороте, где скорость оказалась
слишком велика. На современных автомобилях система
ABS работает настолько хорошо, что можно полностью на
нее положиться и нейтрализовать тормозной эффект мо-
тора, который в данном случае будет только мешать. Для
водителя машины без ABS такая тормозная траектория в
повороте называется «slow down». Сбавить скорость в по-
вороте он может только на коротких прямых участках: руль
прямо — тормоз, снова повернул в поворот — тормоз отпу-
щен.

Переключение передач. Как не ошибиться в переклю-
чении, то есть не включить, например, вместо четвертой
вторую передачу? Основное правило — не спешить. При
поспешном переключении водитель неизбежно быстро
убирает правую руку с руля и берется за переключатель,
машина в этот момент делает зигзаг влево. Это связано с
анатомическим или, скорее, с биомеханическим строе-
ние рук человека. Прежде чем убирать правую руку с руля,
силу, с которой левая рука держит руль, следует увеличить.
Совершенно недопустимо браться за ручку переключателя
двумя пальцами или разворачивать руку ладонью вперед
при включении третьей или пятой передачи. На современ-
ных автомобилях передач, как минимум, пять, и появляет-
ся все больше шестиступенчатых вариантов. Остановимся
подробнее на приемах переключения скоростей на много-
ступенчатых коробках. Наличие пятой и шестой передачи
добавило к классической схеме переключения «Н» вторую
половину справа и она стала напоминать букву «Ж». Это
добавление диктует такое правило: для включения передач
в левой половине ладонь поворачивают к себе, а для работы
с правой половиной — от себя. Вариант, когда пальцы рав-
номерно охватывают ручку, а ладонь лежит на ней сверху,
идеально подходит только для переключения со второй на
третью передачу (движение по диагонали). Для включения
второй передачи, причем неважно с первой или с третьей,
ладонь поворачивают к себе. При переключении со второй
на третью или с четвертой на пятую и обратно, важно неж-
но двигать ручку по диагонали и она сама найдет нужную
передачу. При включении пятой передачи следует слегка
давить на ручку по диагонали вправо и вперед, без разницы
с какой передачи вы ее включаете, с четвертой или с шес-
той. И еще раз: не надо пытаться двигать ее в поперечном
направлении в положении нейтраль! Соответственно, при
включении на шестую передачу ладонь смотрит в сторону
пассажирского сиденья и слегка давит в ту же сторону, что-
бы не включить по ошибке пятую передачу. В положении
нейтрали ручка переключения сама найдет верное положе-
ние, важно не прикладывать к ней грубую силу. Например,
при переключении с пятой на четвертую просто два раза
потянуть ручку на себя с небольшой остановкой на нейтра-
ли, но без давления влево!

Так нужно ли иметь гоночные навыки простому води-
телю, научиться не бояться автомобиля, ездить, уповая не
только на чувство самосохранения, но и на знания. Дает ли
что-то опыт гонок водителю? Поучиться у автогонщиков
стоит, так как, по большому счету, практически все при-
емы, которые используются в гонках, можно и должно в
несколько видоизмененной форме использовать в повсед-
невной езде. Верится с трудом? Но, многие гоночные при-
емы можно с успехом отрабатывать на обычных дорогах за
рулем «гражданского» автомобиля. Суть в том, что знание
основ теории управления автомобилем и умелое их приме-
нение поднимает надежность любого водителя на качест-
венно новый уровень. Важен и психологический настрой:
в обычной повседневной жизни речь идет о преодолении
некоего барьера, развитии чувства автомобиля. Опыт гонок
дает, прежде всего, умение предсказывать на два, на три
шага вперед действия всех участников движения, дорож-
ную обстановку, дорожные условия.

Источник: http://driving-secrets.blogspot.com/2008/10/blog-post.html

Немає коментарів: