неділя, 19 жовтня 2008 р.

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ

Меня часто спрашивают: «Как вы полагаете, в чем причина
столь высокой смертности на российских дорогах?»
Я считаю, что все кроется в самом человеке, точнее, в
его ментальности. Водители спешат обвивинять в аварий-
ной ситуации на дрогах всех и вся: например, говорят, что
работники ГИБДД показывают дурной пример, гоняя без
правил, жалуются на плохие дороги, плохую организацию
движения. Однако более 80% аварий происходит по вине
самих водителей, которые — что здесь темнить! — плохо
водят машину и не отдают себе отчет в том, что происходит
на дороге, не понимают, что автомобиль — источник повы-
шенной опасности.

Вспомните, что говорил вам инструктор в автошколе
по поводу взаимоотношений на дороге. С «автошкольной»
скамьи российский водитель усвоил только одно положе-
ние: Если ты соблюдаешь правила, значит, ты прав, а как
едут остальные тебя не волнует!

Западного водителя в автошколе учили руководство-
ваться такой заповедью — всегда исправляй ошибку друго-
го водителя или пешеходов. Потому что он, как абсолют-
но правильно выразился водитель экстра класса Вальтер
Рерль, «отвечает не только за свои действия, а за всех!» Это
означает, что он должен полностью подстраиваться под
действия окружающих его участников движения: водителей
автомобилей, мотоциклов, велосипедов и простых пешехо-
дов. Вся изюминка западного секрета в том, что установка
о соблюдении правил — это не главное. Главное — исправ-
лять последствия нарушений других участников движения.
И не задумываться при этом над причинами этих нару-
шений, и не смотреть в лица нарушителей! Боже упаси от
желания кого-то проучить! Нарушителем может оказаться
и беременная женщина, и еще зеленый, не оперившийся
новичок, а может — это инвалид на авто с ручным управ-
лением (этому вообще ездить непросто), или иногородний
водитель с трудом ориентирующийся в чужом городе. Если
вы сможете изменить таким образом свой менталитет, то с
удивлением обнаружите, что вам больше никто не мешает
на дороге. Ругаться больше не на кого!

Дадим высказаться специалисту, врачу-психотерапевту
Алексею Магалифу, автомобилисту с двадцатилетним ста-
жем: «Я, конечно, согласен в том, что человеческий фак-
тор стоит у нас на первом месте. Но, как специалист авто-
транспортной отрасли, не могу не видеть, что есть серьез-
ные ошибки и в других областях — в организации движе-
ния, в организации службы ГИБДД и так далее. Поэтому,
мне кажется, стоит говорить о какой-то более системной
ошибке, если так можно выразиться. Если говорить во-
обще о менталитете (я думаю, что речь идет все-таки не о
каких-то психических особенностях наших водителей или
европейских), думаю, что искать проблему надо в области
культуры. Прежде всего, культура вождения начинается с
уважения — с самоуважения, с уважения к другим участни-
кам движения. Когда нет уважения, то, соответственно, и
поведение часто очень агрессивное, провокационная езда.
Очень часто люди разрешают себе сесть за руль в состоянии
алкогольного опьянения. Отсюда, кстати, и очень высокие
показатели по смертности на дорогах. Мы не пристегива-
емся ремнями, потому что мы, опять же, не думаем о своей
собственной жизни, и так далее. Очень многое зависит все-
таки от низкого уровня общей культуры».

Алексей Магалиф считает, что на сегодняшний момент
мы имеем дело с очень незрелым обществом. Он считает,
что у большинства наших водителей присутствует так на-
зываемое подростковое мышление. Поэтому на дороге,
независимо от биологического возраста, мы часто видим
именно подростков, которые испытывают бесконечные
комплексы и все время хотят самоутверждаться. Отсюда и
подобный безответственный стиль вождения. Никто и не
задумывается о главном правиле вождения — об умении
прогнозировать — лишь о том, как вывернуться из уже со-
здавшейся ситуации.

Водители реализуют на дороге свои личные черты ха-
рактера и подростковость мышления. Тому есть два объяс-
нения. Во-первых, наше общее бескультурье, которое про-
является и в обычной жизни и, наверное, во многом свя-
зано с нашим прошлым. Второй важный фактор: автомо-
билизация в России происходит стремительными темпами.
За прошлый год продажи новых автомобилей выросли на
40%. А водитель — это такая же профессия, как врач или
инженер. Учиться водить нужно со всей мерой ответствен-
ности.

Люди, которые сейчас купили машины и получили пра-
ва, просто не обладают достаточным опытом. Не было ав-
томобилей у их отцов и дедов. Они вырвались на свободу и
реализуют на дороге свои черты характера и неудовлетво-
ренные амбиции, забывая, что с автомобилем еще нужно
научиться правильно управляться.

Интересно, КАК люди покупают автомобили. Как пра-
вило, выбирают по максимальным опциям и максимальной
мощности двигателя независимо от того, где собираются
ездить. А, соответственно, приобретая машину с огромным
запасом, скоростным характеристиками, не терпится по-
чувствовать ее потенциал на дороге. Как часто необосно-
ванное лихачество оборачивается трагедией!
Не пристегиваться ремнями безопасности может только
сумасшедший, а до принятия новых правил пристегивались
лишь немногие водители — управлять машиной без ремней
считалось признаком мастерства, бесшабашности.
Не пропусти, не дай себя обогнать, поворачивая, не
включай поворотник — такими девизами руководствуются
горе-водители, относящиеся к дорожному движению как к
попытке померятся силами, посоревноваться, не уважаю-
щие участников дорожного движения. И наказывают эти
водилы в первую очередь себя, рано или поздно попадая в
аварийные ситуации, которые сами и создают.

Не обозначить свой маневр, не включая поворотник, и
все-таки повернуть — это все равно, что войти в комнату,
не поздоровавшись. Это невежливо, некрасиво и выглядит
со стороны — хуже некуда!

Немає коментарів: